TinaStanislavovna (mkstanislavovna) wrote,
TinaStanislavovna
mkstanislavovna

  • Mood:

Тор (др.-исл. Þōrr, Þunarr; др.-англ. Þunor, Þūr; др.-сакс. Þunær; др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar; протогерм. *Thunaraz) — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молнии, «триждырожденный» старший сын Одина и богини земли Ёрд, сын Одина и Фьёргюн, а также Одина и Фригг.

Бог грома, бури и плодородия, богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Донара сравнивают с римским Геркулесом. В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. доннерстаг). Однако если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии эти функции оказались разделёнными (рядом с Донаром — Тором был Тиу — Тюр, впоследствии сильно потеснённый Одином). Донара — Тора сравнивают также, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом (Перуном), а с другой — финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.). Первоначально Тор мыслился и как бог неба. В верованиях скандинавских саамов «громовой старик», которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Тора эпохой бронзы.

 

        О более широком диапазоне функций Тора в прошлом свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда — с молотом) и колесом (солярный знак), рядом — предполагаемое изображение козла. У западных германцев имеются следы культа Донара: кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigiponar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия. Весьма обильна топонимика Тора, следы культовых мест, отражение его имени в личных именах и т. п. в Скандинавии, особенно в Норвегии. Имеются следы связи Тора с культом дуба, указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом. По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.

        В скандинавской мифологии Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) — бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). Тор— муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчёркивает отношение Тора к плодородию). У Тора— дочь Труд я сыновья Магни и Моди, причём Магни рождён великаншей Ярнсаксой. По-видимому, имена сыновей (Магни — букв.«сильный», Моди — букв, «смелый») персонифицируют «силу» Тора Небесное жилище Тора— Трудхейм. Тор рисуется рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом Мьелльниром. Тор ездит в повозке, запряжённой козлами. Молот (Мьелльнир) — исконное оружие громовника, первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами-цвергами (карликами) сокровищ асов речь идёт уже о железном молоте. В мифах — это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Тор побивает етунов (великанов). Молот — специфическое оружие Тора, как копьё Одина, меч Тюра. Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без молота и пояса силы). Имена коллов Тора — Тангниостр (Tanngniostr) и Тангрисннр (Tanngrisnir) указывают на скрежетание зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козёл одновременно имеет отношение и к плодородию. В «Младшей Эдде» козлы Тора Тангниостр и Тангриснир выступают не только в роли его «коней», но и служат источником неисчерпаемой пищи. Тор, останавливаясь на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронутыми только кости), а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви. и его сестра Рёсква, у которых Тор остановился на ночлег, лакомились мясом, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел; в виде выкупа Тьяльви с сестрой вынуждены были стать слугами Тора Тьяльви часто фигурирует в качестве спутника Тора, иногда вместо Тьяльви в этой роли выступает Локи, а один раз даже Тюр.

        Тор - прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (етунов); он противник мирового змея Ёрмунганда. Тор выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооружённый народ, в отличие от Одина — покровителя воинской дружины. Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагпарёк) Тор сражается с Ёрмунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. Возможно, что драконоборство Тора -  прообраз драконоборства германских эпических героев — Беовульфа, Сигмунда и Сигурда.

       Большинство сюжетов, связанных с Тором, повествует о походах Тора на восток в страну великанов — Ётунхейм, или Утгард. После похищения великаном Трюмом молота Тора - Мьёлльнира Тор отправляется в страну велика нов к Трюму в одежде богини Фрейи — якобы невесты, предназначенной Трюму, и в сопровождении Локи, одетого служанкой. На пиру «невеста» (т. е. Тор) проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот (который приносят для освящения свадебного обряда), избивает великанов («Песнь о Трюме», «Старшая Эдда»). В «Песни о Хюмире» («Старшая Эдда») повествуется о добывании Тором (и сопровождавшим его Тюром) у великана Хюмира котла для варки пива, необходимого на пиру богов у морского великана Эгира. Выполняя трудные задания Хюмира, Тор побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает со дна моря мирового змея.

         В «Младшей Эдде» рассказывается о походе Т. к великану Гейррёду. Поймав Локи, великан требует, чтобы тот привёл к нему Тора без молота и пояса силы. Тор, однако, побеждает Гейррёда с помощью чудесного посоха и железных перчаток, данных ему (вместе с поясом силы) великаншей Грид. Благодаря поясу силы и посоху, Тор счастливо перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха Тор удерживается на чудесной скамье и давит при этом скамьёй дочерей Гейррёда. Железными рукавицами Тор ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.

         В «Младшей Эдде» рассказывается о борьбе Тора с великаном Хрунгниром. Хрунгнир, опередив в конном состязании Одина, стал похваляться перед асами в Асгарде, что убьёт богов и уведёт богинь Фрейю и Сив. Тогда боги кличут Тора, и тот вместе с Тьяльви отправляется к Хрунгниру в Ётунхейм. В поединке с Хрунгниром Тор побеждает, раскроив ему череп своим молотом, а Тьяльви сваливает глиняного великана Меккуркальви, слепленного для борьбы с Тором. Однако сам Тор оказался раненным в голову жёрновом (точилом, кремнем), а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло. Ногу Хрунгнира удаётся скинуть сыну Тора— Магни, богатырю «в возрасте трёх ночей», а осколок кремня почти вынула из головы Тора волшебница Гроа, но не до конца, так как от радости перестала заклинать, узнав от Тора, что скоро вернётся её муж Аурвандиль (Тор вынес его из земли великанов на своих плечах); осколки точила так и остались в голове Тора. Во время похода Тора в сопровождении Тьяльви и Локи к великанам в Утгард Тор, замороченный владыкой Утгарда Утгард-Локи (назвавшимся ори встрече с Тором Скрюииром), как бы попадает всё время впросак: он ночует в перчатке Скрюмара, не может развязать его суму. Тор и его спутники как бы не выдерживают испытаний: Тор не может ни выпить рог, наполненный влагой, ни побороть Элли, ни высоко поднять с земли кошку; Хуги обгоняет Тьяльви, а Логи ест быстрее, чем Локи. Но в конце концов выясняется, что Хуги — это мысль, Логи — огонь, Элли — старость, кошка — мировой змей, вода в роге — целый океан («Младшая Эдда»). В этом и других сюжетах Тор представлен в виде простодушного и благородного силача-богатыря; его простодушие отчасти компенсируется сообразительностью его спутников, особенно Локи. В этом же плане Тор резко противопоставлен Одину в «Песни о Харбарде» («Старшая Эдда»). Не узнанный Тором Один, принявший вид перевозчика, отказывается перевезти через пролив вернувшегося из Ётунхейма могучего Тора и всячески над ним потешается.

        В «Речах Альвиса» («Старшая Эдда») хитрость и коварство проявляет сам Тор: он «проверяет» мифологические познания карлика Альвиса (букв, «всезнайка»), сватающегося к дочери Тора, пока не наступает рассвет, когда карлик должен окаменеть

 

 

Источник:

Мифология:  http://mifology.oracul.net/strany/german/mno/tor.html

 

 

 

 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments